Методические рекомендации о раздельном сборе отходов

 

Ю.С. Кирилловская Н.А. Рейнер 

Е.И. Фадеева

Методические рекомендации о раздельном сборе отходов

для администраций муниципалитетов, общественных организаций,
а также для всех жителей Ленинградской области с разъяснением порядка и смысла дифференцированного подхода к разным видам отходов.

Ленинградская область

2021

Методические рекомендации о раздельном сборе отходов для администраций муниципалитетов, общественных организаций, а также жителей Ленинградской области с разъяснением порядка и смысла дифференцированного подхода к разным видам отходов.

Содержание

  1. Предисловие….………………..……………………………………………..1
  2. Введение……………………………………………………………………………………………..2
  3. Концепция экологического просвещения жителей Ленинградской области о принципах и правилах раздельного сбора отходов (опыт работы и рекомендации РООЗППГБОС «Токсовские озера») ……………………………………………………………………………………………………….3-11
  4. Модель сетевого взаимодействия и социального партнерства муниципальных образований в области экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области………………………………………………………………..12-19
  5. Перечень нормативно-правовых актов…………………………………………..19-20
  6. Рекомендуемые методические материалы по раздельному сбору отходов …………………………………………………………………………………………………….20-23

 

  1. Предисловие

Данное методическое пособие обеспечивает поддержку новых подходов и технологий по раздельному сбору отходов, предусмотренных ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», ЖК РФ, ГК РФ, ПП РФ № 1156 и других нормативно-правовых актах.

В пособии представлен опыт РООЗППГБОС «Токсовские озера» по организации экологического просвещения жителей Ленинградской области о принципах и правилах раздельного сбора отходов, который может быть использован как основа для построения и развития практик экологического просвещения жителей Ленинградской области о принципах и правилах раздельного сбора отходов в других муниципальных районах региона. Приведены примеры методических разработок с разъяснениями порядка и смысла дифференцированного подхода к разным видам отходов для разных категорий граждан (дошкольников, школьников, жителей и т.д.).

Пособие предназначено для администраций муниципалитетов, общественных организаций, жителей Ленинградской области с целью разъяснения порядка и смысла дифференцированного подхода к разным видам отходов.

 

 

  1. Введение

         В условиях новых вызовов все более актуальным становится «мусорный» вопрос. Одной из приоритетных задач в этом вопросе является  минимизация полигонного размещения за счет максимальной утилизации отходов. Решения этой задачи  невозможно достичь без внедрения раздельного накопления отходов.

Правительство Ленинградской области уделяет большое внимание экологическим вопросам, в том числе минимизации полигонного размещения и раздельному сбору мусора. На данный момент в пилотном проекте по раздельному сбору пластика и стекла участвует три города Ленинградской области: Кингисепп, Ивангород, Луга.

На территории Ленинградской области активно занимаются экологическим просвещением,  раздельным сбором отходов и переработкой отдельных фракций во вторичное сырье представители таких организаций, как, «РазДельный Сбор», «Чистые Игры», РООЗППГБОС «Токсовские озера», «ЮВИ СПб», «Петро-Васт», «Профспецтранс», «Премьер-Сервис», «Точка Сбора», «Эко-плюс», «Ультрикс», «Созвездие», «Синай».

При их участии в отдельных районах области уже не первый год в школах проводятся эко-уроки, субботники, собираются и направляются на переработку автомобильные шины, стекло, металл, пластик, батарейки, макулатура.

И в то же время, несмотря на активность, наличие разнообразных практик  и инициатив,  в целом по Ленинградской области отсутствует системный и комплексный подход к разъяснениям порядка и смысла дифференцированного подхода к разным видам отходов.

Именно поэтому, предлагаем в качестве методических рекомендаций, Концепцию экологического просвещения жителей Ленинградской области о принципах и правилах раздельного сбора отходов, разработанную председателем правления  РООЗППГБОС «Токсовские озера»  Рейнер Н.А. и

Модель сетевого взаимодействия и социального партнерства администраций муниципальных образований, предприятий, бизнеса, общественных организаций и  образования   по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области. Методические рекомендации позволяют освоить алгоритм действий по разъяснению порядка и смысла дифференцированного подхода к разным видам отходов.

 

 

  1. Концепция экологического просвещения жителей Ленинградской области о принципах и правилах раздельного сбора отходов (опыт работы и рекомендации РООЗППГБОС «Токсовские озера»)

составлена  Рейнер Н.А.

( председатель правления

РООЗППГБОС «Токсовские озера»)

 

РООЗППГБОС «Токсовские озера» (далее — РОО «Токсовские озера») с 2017 года внедрила в пос. Токсово раздельный сбор отходов (далее — РСО), в поселении регулярно проводится   массовая акция «Экостанция», в которой участвует более 100 семей, сбор  в день акции производится по 35 фракциям.

Изначально акция проходила 1 раз в месяц и длилась 2 часа, в период пандемии и в связи с установкой  в п. Токсово дополнительных  стационарных емкостей по сбору 5 фракций, акция проводится 1 раз в 2 месяца, продолжительность увеличена до 4 часов (чтобы избегать близкого взаимодействия и обеспечить соблюдение санитарных норм).

Сами пользователи (участники акции, сдающие отходы в накопители)  оплачивают вывоз собранного на Экостанции вторсырья. Сбор средств для вывоза проводится на добровольных началах.    Но основная цель Экостанции — не сбор отходов от населения, а просвещение населения и констатация факта, что  организация раздельного сбора осуществима в любом муниципальном образовании Ленинградской области и нужна самим людям.

Активное участие людей в акции более 3 лет при полном отсутствии рекламы  подтверждает заинтересованность. На акцию приходят люди семьями, включая маленьких детей.

Для  детей проводятся просветительские мероприятия — показ спектаклей, выставки работ художников, мастер-классы. В период пандемии мастер-классы перенесены в онлайн формат.

Реклама Экостанции  осмысленно массово не проводится, потому что у волонтеров РОО «Токсовские озера» нет возможностей расширить объемы охвата  оповещения ни территориально, ни по объемам сбора, так как это потребовало бы дополнительных трудозатрат волонтеров и строительство  стационарного защитного навеса или отдельного помещения.

Пока не будет  полной поддержки и заинтересованности  со стороны администрации поселения, акция может существовать только в предложенном существующем формате.

 

Экостанция — это постоянная  просветительская форма  агитации за РСО, которая  разработана и внедрена представителями РОО «Токсовские озера» в поселок Токсово, но существуют другие  акции, которые проводят коллеги по некоммерческому сектору:

  • «РазДельный Сбор» — ежемесячные акции в различных районах Санкт-Петербурга, на которых волонтеры собирают вторсырье от населения по различным фракциям, ведут разъяснительную работу.
  • «Экодвор» (НКО «ЭКА») — разовая акция, которая носит мобильный характер и может быть проведена в любом дворе, микрорайоне не имея стационарной площадки сбора.
  • Есть проект «Разделяй и здравствуй» — разработан  Центром экономии ресурсов (Москва) и имеет  полный комплект методических рекомендаций по организации (инструкция по акции, по накоплению отходов, правила многоразового использования вещей, описана актуальность РСО, серия из 15 уроков, плакаты, презентации)

 

В поселке Токсово  кроме дней работы Экостанции можно в любое время свободно сдать на утилизацию стекло, металл, пластик, батарейки, макулатуру в установленные уличные контейнеры. На некоторых контейнерных площадках в пос. Токсово и в деревне Рапполово установлены Экодомики ( всего  10 шт), в которые жители постоянно могут вынести макулатуру и пластик .  Часть домиков предоставила ООО «ЮВИ СПб», несколько домиков изготовила и установила Администрация за свой счёт. Наличие экодомиков отмечено на карте поселения, с адресами площадок.  Вывоз  из экодомиков осуществляет ООО «ЮВИ СПб».  ( Установка за счет Муниципального бюджета имеет больше перспектив, поскольку, являясь хозяевами экодомика, муниципалы могут искать партнеров по вывозу вторсырья уже учитывая собственные финансовые интересы).    Сбор стекла и металла (2 видов) организован на постоянной основе рядом с площадкой Экостанции. Вывоз осуществляет частный предприниматель.

РОО «Токсовские озера» имеет опыт проведения  мероприятий по экологическому просвещению жителей в Муниципальных образованиях Ленинградской области. Лекции «РСО — мифы и реальность» для взрослых проводились в 10  поселениях в рамках проекта «РСО. Экопросвещение», а также по приглашению Управляющих компаний. Продолжительность лекции 2 часа. На лекции для разъяснения  целей, задач и принципов РСО используется разработанная презентация, наглядные пособия, методическая литература.   Для  школьников    проводятся  экологические уроки  по РСО для разных возрастных групп. Продолжительность экоурока 40 минут.  В настоящее время по РСО уже существует  большое количество разработанных  другими командами НКО просветительских тематических  мероприятий  и методических пособий.

У нас есть разработанный буклет  «Мы вместе, отходы — раз-дель-но», где описаны 5 шагов по пути раздельного сбора и ответственного потребления.  Для детей младшего возраста (дошкольники) разработано и применялось на публичных мероприятиях игровое занятие «Теремок», где в форме кукольного спектакля дети постигали азы РСО. Для детей разработаны и  проводились  мастер-классы изготовления поделок из вторичного сырья, создавались комиксы, проводятся конкурсы рисунков и экологических плакатов.

Работу Организации на массовых мероприятиях  в 2018/2019 г.г. высоко оценили проверяющие представители Регионального оператора, Администрации Всеволожского района, компании «ЮВИ СПб».

Для поиска партнёров (заготовителей) для проведения акций по приёму вторичного сырья в данном регионе (городе/районе), то есть тех, кто уже предоставляет услуги по раздельному сбору отходов, их названия и контакты, можно использовать карту www.recyclemap.ru. Так же их можно найти через поиск в интернете по ключевым словам “куплю/продам вторичное сырье”, либо обратиться в местные сообщества. За помощью в организации акций по приёму вторичного сырья можно обратиться к специалистам НКО “РазДельный сбор”.

Мы интересуемся опытом коллег, поддерживаем общение. Представители Организации участвуют в открытых мероприятиях, которые проводят коллеги по НКО,  а также в экскурсиях на заводы-заготовители и в лаборатории по переработке.

Внедрение экологического просвещения жителей Ленинградской области должно вестись  по нескольким направлениям, охватывая все категории населения.  Агитация может вестись онлайн, очно и визуально.

Сайт Регионального оператора (или ответственного за вывоз вторсырья)  должен содержать полную информацию по собираемому вторсырью, о местах сбора, особенностях комплектации и  транспортировки. График вывоза, телефон обслуживающей структуры и пр.

Соц. сеть —  «Вконтакте»: Группа Регионального оператора должна быть направлена на пользователей и должна размещать статьи о продвижении РСО в Ленинградской области, содержать возможность комментирования пользователей. Представитель компании должен отвечать на вопросы граждан и вести разъяснения сдержанно, с уважением и  позитивным юмором.

Компания должна иметь свой слоган/логотип РСО, который должен быть узнаваемым и печататься на выпускаемых брошюрах, буклетах, экосумках, БРИф сувенирах.

Для общения с детьми младшего возраста предпочтительно иметь игрушечного героя, который выступает учителем. Это может быть Бабушка Ворона (РОО «Токсовские озера»), Кот Муар (Кукольный театр «Зеленые кулисы») или др.

Для визуальной рекламы следует создать свой ролик, мультфильм, буклет, брошюру, раскраску для детей. Внешняя реклама может вестись на билбордах, на стендах муниципальных образований, на стендах магазинов.  На транспортных проездных билетах школьников, пенсионеров, студентов может  размещен  рекламный слоган по РСО, а также  на автомобилях, осуществляющих вывоз мусора и собранного вторсырья.

Социальные билборды на дорогах должны оповещать население о РСО при ВЪЕЗДЕ в поселение, если там уже организован РСО.

Важно проведение на улицах и на массовых мероприятиях в парках агитации, анкетирования, соц. опросов по РСО.

В газетах муниципальных образований должна периодически вестись рубрика по РСО, проводится анкетирование, конкурсы, викторины.

Создание Шоу-рум по организации пространства на кухне для РСО, а также выставки или музея РСО.

Проведение экскурсий на заводы-заготовители или  компании по переработке вторсырья.

Установленные контейнеры РСО должны быть привлекательными, яркими, объемными. Располагаться рядом с контейнерной площадкой и с полным пояснением как ведется сбор, и какие требования должен выполнять каждый пользователь при сдаче вторсырья.

Волонтерские акции по уборке природных территорий и ЗЗНОП должны проводиться с использованием РСО. Для волонтеров должна быть разработана инструкция и проводиться обучение/инструктаж.

Контейнерные баки рядом с публичным местом отдыха людей должны дублироваться РСО с разъяснениями.

При любом формате РСО необходимо также создать специальные площадки/центры для сдачи сложных для переработки отходов (крупногабаритная мебель и техника, опасные и медицинские отходы, обувь и одежда, строительные отходы и т.п.).

ООПТ ЛО должны применять РСО на контейнерных площадках (пример: ООПТ ЛО «Западный Котлин»)

Каждое поселение должно разработать план мероприятий по просвещению и вести мониторинг опыта соседей. Мониторинг может предоставлять Региональный оператор.

Для удобства транспортировки и  уменьшения транспортных затрат должны создаваться объекты сетевого сбора отходов, находящиеся не только в самих поселениях но и на промежуточных дорожных пунктах — укрупненные Экостанции, куда из жилых кварталов свозится вторсырьё и комплектуются  значительные объемы для дальнейшего вывоза. Эти станции могут иметь в своем составе визит центры для рекламных акций и выставочных экспозиций.

 

Виды агитации  и экологического просвещения в различных учреждениях.

 

1.Детский сад

Визуализация — стенд + вымышленный герой, который ведет повествование

Методические и дидактические пособия: Анкета для родителей, раскраски, подборка (список) тематической литературы

Игротека: игры настольные, подвижные

Спектакль (Уже сейчас есть кукольный театр «Зеленые кулисы» —  2 спектакля — «Приключения кота Муара» и «Необыкновенный пикник», РОО «Токсовские озера» — «Нечистая сила за чистоту».)

Мультфильм  (подборка)

Комиксы

Конкурсы (рисунков, поделок из  предметов вторичного использования)

Обучающий курс для педагогов

Обучающий курс для работников кухни

Информация в группах общения (соц. сетях) родителей + родительские собрания

 

2.Школа

начальная средняя старшая
 стенд + вымышленный герой, который ведет повествование  Просветительские стенды
Игротека: игры настольные, подвижные
Анкета д/родителей, раскраски, подборка литературы (список), брошюра, буклет Буклет
Спектакль (кукольный театр) Постановка спектакля своими силами Интерактивные семинары, тренинги
Мультфильм  (подборка) Изготовление мультфильма Экскурсия на завод заготовитель
Комикс Конкурс комиксов Экскурсия в музей
мастер-классы Шефство над младшей школой
Конкурсы, выставки  (рисунков, поделок из  предметов вторичного использования) Проектная  и волонтерская деятельность
Обучающий курс для педагогов
Обучающий курс для работников кухни и столовых и классов
 Акции РСО
Сбор макулатуры
Контейнеры в школе /классе для бумаги/пластика
Сбор  добрых крышечек
Информация в группах общения (соц. сетях) родителей
Выступления на родительских  собраниях

 

 

 

 

 

 

 

3.ВУЗы

Буклет

Анкетирование

Просветительские стенды

Волонтерство на акциях

Интерактивные семинары, тренинги

Экскурсия на завод заготовитель

Конкурс кейсов для команд по разработке алгоритма внедрения РСО

 

4.Управляющие компании

Буклет

Лекции

Контейнеры для РСО во дворах

Конкурсы среди домов

Акции Экостанция (Экодвор)

Экостанция — стационарная площадка с визит-центром

 

5.Муниципальное образование

Буклет

Газета

Лекции

Контейнеры для РСО во дворах

Конкурсы среди управляющих компаний

Акции Экостанция (Экодвор)

Экостанция — стационарная площадка  с визит-центром

Мастер-классы

Выставка (стенд) о РСО

Социальная реклама

Связь с НКО экологической направленности и взаимодействие на акциях

 

6.НКО

Объявить конкурс проектов для  создания  возможностей внедрения  раздельного сбора отходов среди населения и проведения просветительской работы

 

В качестве площадок просвещения  также следует рассматривать:

Подростковые клубы, Сообщества пенсионеров, Коворкинг-центры, Дома культуры и КДЦ,  ТСЖ, дачные и садоводческие товарищества, Лагеря отдыха, пансионаты, санатории.

 

Для Российского движения школьников (секция Экология)  в рамках проекта «Раздельный сбор отходов. Экопросвещение» была разработана Анкета:

 

 

«Мониторинг готовности населения к раздельному сбору ТБО (твёрдых бытовых отходов)»

 

1 Насколько часто вы бросаете мусор на улице? а) всегда;
б) редко;
в) вообще не бросал и не бросаю
2 Отдыхая на природе, вы собираете за собой мусор, уезжая? а) да;
б) нет;
в) как когда.
3 Принимали ли вы участие в экологических мероприятиях, связанных с раздельным сбором ТБО? а) да, всегда;
б) нет.
в) иногда.
4 Принимаете ли вы участие в субботниках по уборке вашего двора? а) всегда;
б) иногда участвую;
в) никогда не участвую;
г) у нас субботники не проводятся.
5 Обсуждали ли вы с родителями и другими родственниками проблему раздельного сбора ТБО? а) немного;
б) нет;
в) конечно, да.
6 Одобряют ли раздельный сбор бытовых отходов ваши родители, близкие; собирают ли они сами мусор раздельно? а) одобряют и собирают;
б) одобряют, но не собирают;
в) им все равно;
г) не одобряют и не собирают.
7 Вы считаете, что хоть немного, но спасаете мир тем, что собираете ТБО раздельно? а) конечно;
б) ерунда! При чем здесь мир?
в) нет.
8 Знаете ли Вы, куда вывозится мусор?

 

а) на организованный полигон;
б) на несанкционированную свалку;
в) сжигают;
г) не знаю
9 Есть ли на вашей улице контейнеры для раздельного сбора ТБО? а) да;
б) нет;
в) наверно, есть
г) никогда не интересовался.
10 Если в школе будет налажен раздельный сбор ТБО, будете ли вы принимать в нем участие? а) да;
б) нет;
в) иногда.
11 Прочитав газету, вы ее: а) выбрасываете в мусор;
б) складываете в макулатуру;
в) сжигаете.
12 Сортируете ли вы отходы дома?

 

а) нет;
б) можно попробовать;
в) да (подчеркните что) макулатура, стекло,  текстиль, металлолом, другое.
13 Покупая товары в магазине, вы обращаете внимание на экологичность упаковки?

 

а) да, всегда;
б) иногда;
в) нет, смотрю только на цену товара;
г) не понимаю вопроса.

 

Что, на Ваш взгляд, может стимулировать жителей участвовать в сортировке и переработке домашнего мусора?

а) Объяснение потенциальной выгоды от переработки отходов для общества и окружающей

среды

б) Информирование общественности по вопросам охраны окружающей среды

в) Положительный опыт других людей

г) Контейнеры для раздельного сбора отходов, расположенные недалеко от дома

д) Пункты приема вторичного сырья

е) Привлекательные цены на вторичное сырье

ж) Штрафы за несоблюдение раздельного сбора бытовых отходов

з) Другое (напишите):_______________________________________

 

Анкета готовности к РСО (таблица ответов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А
Б
В
Г

 

 

№15 А Б В Г Д Е Ж З

 

 

  1. Модель сетевого взаимодействия и социального партнерства муниципальных образований в области экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области

Современные вызовы  актуализируют развитие «мусорного» вопроса. Одной из приоритетных задач в этом вопросе является  минимизация полигонного размещения за счет максимальной утилизации отходов. Решения этой задачи  невозможно достичь без внедрения раздельного накопления отходов.

Правительство Ленинградской области уделяет большое внимание экологическим вопросам, в том числе минимизации полигонного размещения и раздельному сбору мусора, запущен пилотный  проект по раздельному сбору мусора.  Участвует три города Ленинградской области: Кингисепп, Ивангород, Луга. При участии экологических общественных организаций в отдельных районах области проводятся эко-уроки, субботники, собираются и направляются на переработку автомобильные шины, пластик, макулатура.

И в то же время, несмотря на активность, наличие разнообразных практик  и инициатив, отсутствует системный и комплексный подход к экологическому просвещению по дифференцированному подходу к разным видам отходов.

Система должна носить межведомственный характер и объединять различные субъекты, реализующие экологическое просвещение и заинтересованные в определенных результатах этой деятельности.

Объектами экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области являются:

— воспитанники дошкольных образовательных организаций, школьники, а также их родители (законные представители) и другие члены их семей;

— студенты и выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

— граждане, владельцы дачных и садоводческих товариществ;

— работники предприятий и организаций Ленинградской области.

Субъектами экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области являются:

-Комитет  Ленинградской области по обращению с отходами реализует

подпрограмму «Обращение с отходами» Государственной программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области»;

-Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области координирует работу системы образования в области экологического просвещения;

-Комитет по молодежной политике Ленинградской области решает задачи по развитию добровольческого (волонтерского) движения;

-Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области координирует работу инициативных граждан в области экологического просвещения;

-Комитет по культуре и туризму Ленинградской области координирует работу системы культуры и туризма в области экологического просвещения;

Субъекты-партнеры (иные органы исполнительной власти, объединения работодателей и родительские сообщества, научные, негосударственные организации, социально-ориентированные и экологические общественные организации и т.д.) осуществляют деятельность по экологическому просвещению населения Ленинградской области в рамках межведомственного взаимодействия и социального партнерства.

По вопросам экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области населения ее субъекты взаимодействуют друг с другом в соответствии с заключёнными соглашениями, с использованием других механизмов, и в пределах своих компетенций.

Использование сетевого взаимодействия, как современной высокоэффективной инновационной технологии,  создание различных моделей сетевого взаимодействия и включение в них все большего разнообразия субъектов – участников обогащает характер как содержательно, организационно, так и управленчески. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию недостатков ресурсов и усиление преимуществ.

Сетевое взаимодействие обладает определенными параметрами:

-единство целей;

-определенные ресурсы для их достижения;

-суммарный центр управления.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, которые позволяют:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Модель сетевого взаимодействия и социального партнерства муниципальных образований в области экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области основана на принципах:

1.Комплексности — органичное сочетание экологического просвещения с решении проблем социально-психологической адаптации человека к новым вызовам, здоровым образом жизни;

2.Системности — приобщение к вопросам экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов заинтересованных специалистов различных сфер производства, образования, науки и культуры и др.;

3.Проектности —  любое сетевое взаимодействие следует рассматривать как проект, т.е. как «взаимосвязанную и ограниченную во времени совокупность деятельности (мероприятий), направленную на достижение конкретных целей и получение ожидаемых результатов путем решения соответствующих задач, обеспеченную необходимыми ресурсами и управляемую на основе постоянного мониторинга показателей прогресса и учета рисков и предположений. Каждый проект сетевого взаимодействия должен быть проанализирован с позиций пяти основных параметров: объем работ, качество, сроки, стоимость и риски. К нему также должно применяться понятие жизненного цикла, т.е. совокупности этапов, через которые проходит развитие проекта: формулирования целей и задач, разработки плана выполнения проекта, реализации проекта и достижения его результатов, проверка соответствий результатам исходным целям и задачам и завершения проекта;

4.Синергетичности — синергизм — кумулятивный положительный эффект, который значительно повышает совокупные результаты нескольких учреждений в сравнении с уровнями эффективности каждого из них по отдельности. Данный принцип рассматривается как один из самых важных и ожидаемых результатов проекта сетевого взаимодействия. При этом источником синергетического эффекта могут быть как материальные, так и нематериальные ресурсы.

5.Инновационности сетевого взаимодействия — постоянное осуществление внедрения новых технологий и форм, выработка новых идей и решений, их распространение.

В основе сетевого взаимодействия лежит понятие «сети» как особого типа совместной деятельности людей и организаций, основой возникновения которой является определенная общая проблема.

Проблема, решаемая в ходе разработки модели

с одной стороны — в Ленинградской области наработаны эффективные практики  и инициативы в области экологического просвещения, с другой стороны — данные практики носят локальный характер, отсутствует системный и комплексный подход к экологическому просвещению по дифференцированному подходу к разным видам отходов.

В решении этой проблемы заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, объединяя при необходимости ресурсы. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей, знаний и ресурсов участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. В то же время, развивая сетевое и межведомственное взаимодействие, необходимо четко представлять возможности и потребности каждого участника, наличие реальной ресурсной базы участников сети, учитывать риски и трудности при организации совместной деятельности.

В соответствии с принципами Модели и проектируемым содержанием определены главные структурные компоненты:

Целевой компонент, который определяет основные задачи сетевого взаимодействия участников сети и способы взаимодействия между ними, формы и методы организации совместной деятельности.

Объединяющая цель сетевого взаимодействия: создание условий для системного и комплексного подхода к экологическому просвещению по дифференцированному подходу к разным видам отходов путем сетевого взаимодействия и социального партнерства предприятий, бизнеса,  образования и общественных организаций.

Задачи:

-подготовить  жителей, работников Ленинградской области к участию в пилотном проекте по раздельному сбору мусора;

-повысить уровень экологической грамотности жителей  в области дифференцированного подхода к разным видам отходов на территории Ленинградской области;

-повысить уровень практических навыков и компетенций жителей Ленинградской области в дифференцированном подходе к разным видам отходов;

-создать базу успешных практик экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов на территории Ленинградской области.

Управленческий компонент, который выполняет функции координации устойчивого сетевого взаимодействия в рамках реализации Модели для достижения объединяющей цели.

Непосредственное управление сетевым взаимодействием осуществляет Координационный совет, в состав которого могут входить представители: Комитета  Ленинградской области по обращению с отходами; Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области; Комитета  по молодежной политике Ленинградской области; Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области;  Комитета по культуре и туризму Ленинградской области; Регионального оператора; общественных организаций; муниципальных координационных советов. 

Организационный компонент, который включает в себя состав участников сети и способы взаимодействия между ними, формы и методы организации совместной деятельности.

В состав участников сетевого взаимодействия муниципальных образований по апробации и реализации Модели входят:

  • Сетевые партнеры – подведомственные учреждения и структуры муниципальных образований Ленинградской области деятельность которых связана с экологическим просвещением и сбором ТБО
  • Социальные партнеры — общественные организации («РазДельный Сбор»,  НКО «Чистые Игры», РООЗППГБОС «Токсовские озера»,  РССМ, РДШ), предприятия и представители бизнеса (YotaLab), региональный оператор.

Результативный компонент включает в себя программу мониторинга эффективности взаимодействия сетевых и социальных партнеров в области экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов.

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, круглых столов, конференций.

Для эффективной реализации объединяющей цели и задач сетевого взаимодействия по апробации и внедрению Модели определены механизмы, которые обеспечат повышение эффективности экологического просвещения в области дифференцированного подхода к разным видам отходов на территории Ленинградской области, а именно:

-межведомственное и сетевое взаимодействие, обеспечивающие многостороннее и многоуровневое взаимодействие всех субъектов осуществляющих экологическое просвещение населения;

-коммуникативные площадки, обеспечивающие оперативный информационный обмен между субъектами системы экологического просвещения на региональном и муниципальном уровнях (форумы, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, форсайт сессии, стажировочные площадки, организационно-деятельностные игры, средства массовой информации, платформа Public Talk, и др.);

-опорные площадки регионального, муниципального и локального уровня, развивающие проектную деятельность в области экологии, в том числе проекты устойчивого развития сельских территорий.

Апробация Модели делится на несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

  1. Подготовительный этап.

На данном этапе создается Координационный совет; разрабатывается Сетевой план апробации Модели; определяется состав участников апробации, с учетом инвентаризации и агрегации ресурсов; определяются инструменты, формы, технологии сетевого взаимодействия.

В общем сетевом плане прописываются все мероприятия по направлениям деятельности, определяются сроки, ответственные от каждой из сторон, распределяются функции организаций-партнеров. Самое важное на этом этапе — согласовать сетевой план со всеми участниками и спрогнозировать оптимальные сроки выполнения. Партнеры должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности. Совместное мероприятие в рамках проекта имеет свои особенности, его отличает сетевой характер, который на практике отражает все аспекты совместного использования объединяемых ресурсов. Объединяющая цель, задачи, направления и формы совместной деятельности, потребности, права и обязанности, объединяемые ресурсы, координаторы взаимодействия от каждой стороны закрепляются в договорах о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с партнерами.

Проводится организационное совещание по уточнению и корректировке Сетевой плана апробации Модели.

 

  1. Основной этап

В начале данного этапа проводится установочное  мероприятие (круглый стол, семинар, совещание), с целью знакомства всех участников (сетевых и социальных партнеров) со структурой Модели, алгоритмами взаимодействия по экологическому просвещению, используемыми формами, методами и технологиями.

Проведение мероприятий в соответствии с Сетевым планом апробации Модели в смешанном формате (онлайн, офлайн).

На данном этапе необходимо провести установочные семинары для следующих категорий:

-специалистов подведомственных учреждений, которые будут задействованы в апробации Модели;

-педагогических работников учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, которые будут задействованы в апробации Модели;

-работников учреждений культуры, которые будут задействованы в апробации Модели;

-работников учреждений молодежной политики, которые будут задействованы в апробации Модели;

Существует необходимость разделения данных категорий, так как, несмотря на общее содержание методических и дидактических материалов, используемых для экологического просвещения дифференцированного подхода к разным видам отходов, существуют специфика подачи материала, в зависимости от использования площадок разных ведомств.

Так же, необходимо запланировать ряд семинаров- тренингов для волонтеров, которые будут задействованы в экологическом просвещении дифференцированного подхода к разным видам отходов для разных категорий граждан в разных форматах проведения мероприятий.

Только после этих действий, можно приступать к реализации мероприятий (в соответствии с  Сетевым планом) по апробации Модели.

  1. Заключительный этап.

Включает в себя:

-мониторинг эффективности взаимодействия сетевых и социальных партнеров в области экологического просвещения по дифференцированному подходу к разным видам отходов;

-анализ эффекта сетевого взаимодействия по апробации Модели и внесение корректировок;

— обобщение результатов  апробации модели;

-составление дорожной карты по внедрению Модели на территории Ленинградской области.

 

  1. Перечень нормативно-правовых актов
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ Часть 1 http://docs.cntd.ru/document/9027690 Часть 2 http://docs.cntd.ru/document/9027703 Часть 3 http://docs.cntd.ru/document/901799839 Часть 4 http://docs.cntd.ru/document/902019731
  3. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ http://docs.cntd.ru/document/901919946/
  4. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в СанктПетербурге» http://docs.cntd.ru/document/537986144/

4.«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ http://docs.cntd.ru/document/744100004/

5.Поручение Президента РФ от 15.11.2017 Пр-2319  http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56138

  1. Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (в т.ч. Приложение 3 «Порядок разработки, согласования и утверждения проекта размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства»)

http://docs.cntd.ru/document/537926268/

  1. Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 20.06.2007 № 56 «Об утверждении Правил благоустройства города Нижнего Новгорода»

http://docs.cntd.ru/document/944930923

  1. Постановление Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 № 213 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области»

http://docs.cntd.ru/document/465522082/

  1. Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»

http://docs.cntd.ru/document/420358237/

  1. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»

http://docs.cntd.ru/document/420237834/

  1. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»)

http://docs.cntd.ru/document/420346598/

12.Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») http://docs.cntd.ru/document/902280037/ 29

  1. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») http://docs.cntd.ru/document/420382731/
  2. Постановление Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» http://docs.cntd.ru/document/550215839
  3. Постановление Правительства СанктПетербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга (с изменениями на 19 декабря 2017 года)» http://docs.cntd.ru/document/456024404/
  4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

http://docs.cntd.ru/document/557309575/

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  2. Рекомендуемые методические материалы по раздельному сбору мусора
  3. «Аргументация за раздельный сбор, а не сжигание»

Алина Кольовска, биолог, руководитель АНО “Коалиция “ПРО Отходы” и Центра экономии ресурсов, разработчик пакета “Разделяй и Здравствуй!”

Контакты:

Фейсбук: www.facebook.com/alina.kolovska

Вконтакт: vk.com/kolovska

Инстаграм: centrecon_cer

 

  1. Евробуклет Экостанции «Мы вместе!» «Отходы раз-дель-но!»
  2. Инструкция как организовать раздельный сбор (накопление) отходов в школе. Проект «Разделяй и Здравствуй».
  3. Инструкция как подготовиться к акции по сбору (накоплению) вторсырья. Проект «Разделяй и Здравствуй».
  4. Гаркуша А. Как внедрить раздельный сбор отходов в своем дворе (микрорайоне/городе). Путеводитель. – М., 2018. – 28 с.
  5. Кольовска А.А. Методическое пособие по организации учебных мероприятий на тему «Отходы».
  6. Рекомендации по проведению лабораторных занятий к циклу уроков «Разделяй и здравствуй!». Проект «Разделяй и Здравствуй».
  7. Алина Кольовска, Анастасия Феткулина «Про отходы» Методические материалы в помощь воспитателям.

9.В.А. Самкова Г.П. Сапожникова «Рециклинг отходов потребления» Методическое пособие для учителя. М. 2007.

10.Анна Гаркуша «Методические рекомендации для Управляющих компаний и ТСЖ по организации системы раздельного накопления отходов от населения в регионах РФ с углубленными разъяснениями для городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара».