Ущерб на миллиард

Ущерб на миллиард

Африканская чума свиней (АЧС) накрыла всю Калининградскую область. Причиной стало промедление властей и неэффективная работа на местах. Как считают в региональном управлении Россельхознадзора, свою долю ответственности несут и свинофермы с низким уровнем защиты.

 

Отложенный эффект

Прямой ущерб от АЧС в Калининградской области из-за полного уничтожения поголовья свиней на крупнейшем региональном сельхозпредприятии «Правдинское Свино Производство» составил порядка 1 млрд руб. Об этом сообщил глава областного управления Россельхознадзора Андрей Иванов в ходе публичных слушаний в среду, 15 августа.

«Более 180 тыс. свиней было уничтожено на “Правдинском Свино Производстве”. Сколько будет косвенный ущерб, еще предстоит подсчитать. Я уверен, что регион испытывает отложенный эффект от этого неприятного события, в виде недопоступления налоговых платежей. Естественно, это ударит по рабочим местам. Ситуация требует кардинальных изменений», — заявил Иванов.

Сегодня на предприятии проводится санация помещений, в дальнейшем они будут закрываться на карантин, сообщил заместитель главы управления Вадим Смирнов.

«Далее будет проводиться тестовое заселение, то есть не более 10 % от прежнего поголовья. От того, будет ли обнаружение АЧС, зависит дальнейшая судьба этого предприятия», — сообщил Смирнов.

 

Свинофермы без заборов

Схема распространения вируса такова: дикий кабан – личные подсобные хозяйства (ЛПХ) с низким уровнем защиты – хозяйства с высоким уровнем защиты. Именно таким образом вирус попал на «Правдинское Свино Производство», имеющее наивысший уровень защиты от АЧС. Антропогенный фактор стал решающим, говорит начальник отдела внутреннего ветеринарного надзора управления Россельхознадзора по региону Светлана Медведева.

«Были созданы предпосылки для заноса вируса в хозяйства с низким уровнем биологической защиты. И таким образом сложилась ситуация, когда хозяйства, не имеющие значительного вклада в экономику, создали предпосылки, которые привели к миллиардным потерям», — сообщила эксперт.

 

По словам Медведевой, за полгода ведомство провело 74 внеплановые проверки на свинофермах. По результатам стало понятно, почему АЧС так быстро распространяется: многие хозяйства работают даже без заборов. Что уж говорить про дезинфекцию.

«Основные нарушения — оборот продукции без ветеринарных документов, несоблюдение условий хранения, несвоевременное проведение мероприятий по дезинфекции помещений, отсутствие ограждений вокруг свиноферм, санпропускников, дезбарьеров, ограждений, дезковриков при входе в производственные помещения», — сообщила Медведева.

 

Формальный подход

Первая вспышка АЧС в Калининградской области была зарегистрирована 5 ноября прошлого года. Вирус шел с востока и сейчас накрыл почти весь регион. Массовое заражение в ЛПХ фиксируется с июня. Сегодня ветеринары говорят о трех очагах в дикой фауне, 16 очагах в ЛПХ. Почти 79 тыс. домашних свиней были заражены.

Как считают в управлении, основная причина столь быстрого распространения — неэффективность работы органов исполнительной власти региона, прежде всего в муниципалитетах.

«Когда первые вспышки пошли в ЛПХ, поразительно было видеть эти смешные посты, карантинные и санитарные, прибитые гвоздями таблички к деревьям. Этот формальный подход привел к массовым вспышкам», — заявил Смирнов.

В муниципалитетах так и не смогли точно посчитать, сколько свиней содержится в частных хозяйствах. В похозяйственных книгах цифры отличаются от реальных, говорит Медведева. Люди отказываются закрывать фермы. Не ведется и работа по информированию.

«В ходе общения с населением выявлена недостаточность разъяснительной работы по информированию владельцев о рисках АЧС и возможных последствиях. Мы столкнулись с тем, что люди не знают, что им делать и куда обращаться. Это привело к тому, что инфицированные трупы свиней обнаруживались на несанкционированных свалках, что способствует дальнейшему распространению АЧС», — отметила эксперт.

В апреле правительство региона выпустило постановление, согласно которому запрещается содержать свиней в хозяйствах, имеющих уровень защиты ниже третьего компартмента (это средний уровень защиты). А это практически все ЛПХ граждан. Но постановление не работает: зная о том, что АЧС не опасен для людей, владельцы ферм не хотят избавляться от животных. Об этом заявил глава администрации сельского поселения Дивное Иван Чурилов.

«Работа буксует лишь из-за того, что нет налаженной работы между органами. Я людей принуждаю, чтобы они избавлялись от свиней, и очень многие избавились. А кто умнее, звонит в ветслужбу, а там говорят: у нас нет полномочий вас заставлять избавляться от свиней», — отметил Чурилов.

По словам главы управления, содержание животных на фермах с низким уровнем защиты — это фактически способствование распространению вируса. А значит, может привести к уголовному преследованию. К тому же, сейчас, пока животные здоровы, фермеры могут продать мясо.

«Вы расскажите собственникам, как недавно от АЧС пало двести голов свиней в одном ЛПХ. АЧС — это стопроцентно летальный исход. Если сейчас они могут какие-то деньги получить, пока всё это здоровое, то при инфицировании никто копейки не заплатит», — посоветовал глава управления.

По постановлению правительства, власти должны содействовать переводу хозяйств, лившихся свиней, на альтернативные виды животноводства. А такая работа сейчас не ведется, и на то есть свои причины.

«Запретить заниматься свиньями нельзя. У людей должен быть выбор. У них должна быть возможность заниматься альтернативным животноводством. Должна быть отдельная программа, должно быть финансирование. Проще всего запретить», — говорит Вадим Смирнов.

 

Первичное звено

Антропогенный фактор привел к широкому распространению вируса в регионе. Но причиной его появления стал фактор природный. Дикий кабан — первичное звено в цепочке распространения АЧС. Сегодня кабаны фактически вымирают от вируса. Их усиленно отстреливают и охотники. В регионе осталось 854 кабана.

Зараженное животное выздороветь не может и до самой смерти остается носителем АЧС, говорит Смирнов. В идеале кабаны должны быть уничтожены полностью, чтобы разорвать эпизоотическую цепь. Но это невозможно, отмечает Смирнов. Сам кабан не вымрет. Отстрелять всех тоже не получится — животные живут в болотах, чтобы охотиться за ними, необходимо привлекать МЧС, дорогостоящую технику, а это затраты, и делать этого никто не собирается.

Но главная причина — несогласованные позиции ведомств. Ветеринары не могут договориться с Минприроды, которому «жалко кабанов». Число кабанов, рекомендованное региону министерством, — 0,25 особей на одну тысячу га. То есть примерно 87 на весь регион. Сейчас их в десять раз больше. И особенно много — на охраняемых территориях, на Куршской косе и в Виштынецком парке.

 

«Но Минприроды — это же не ветеринары. Как «недоктор» может давать рекомендации по лечению болезни? А у нас как получается: все кому не лень дают рекомендации по борьбе с АЧС. Минприроды оставили резервуар, постоянно действующий, заразный, вирус там будет храниться. У нас позиция такая, какая должна быть у нормальных ветеринаров, — ликвидировать очаг. А они — надо же гуманно относиться к животным. Но животное разносит вирус. Пока единства не будет, у нас будет длиться вялотекущая ситуация», — заявил Смирнов.

Единственное место, где мертвых кабанов пока не находили, — национальный парк «Куршская коса».

По словам Андрея Иванова, если кабанов всё равно придется сохранить, то пусть они останутся на косе.

«По данным косы, там 34 кабана. Я не совсем доверяю этой цифре, скорей всего, их там больше. Может, там все 80. Ну и пусть они там находятся, пока он там не сдохнут, грубо говоря, от АЧС. Зато вся остальная территория, где свинокомплексы и ЛПХ, будет свободной от кабанов», — отметил Иванов.

 

Жесткий вариант

Сегодня ветеринары все-таки надеются разорвать эпизоотическую цепь и победить вирус. Ситуация хоть и сложная, но контролируется, говорит Смирнов.

«Ситуация под контролем, остальные свинокомплексы работают в штатном режиме, вводятся усиленные меры биосанитарной безопасности, проводятся рейдовые мероприятия. Мы взаимодействуем с “Зеленым фронтом”, другими общественными организациями, правоохранительными органами. АЧС — это беда общая,  поэтому одно ведомство не может победить всё это», — говорит Смирнов.

Но не исключен и жесткий вариант развития событий, отмечает эксперт.

«Через два года, если не будет ликвидирована АЧС, регион будет объявлен эндемичным по данному заболеванию. Это будет неблагополучный по АЧС регион.

Иммунитета нет, вакцины нет, лечения нет. Самый жесткий вариант — занос вируса на остальные хозяйства и санация всей территории, год карантина по всей области, вне зависимости, кабаны или домашние свиньи. А учитывая нашу анклавность, накладывается политический аспект», — резюмировал Смирнов.

 

Информация ГБУ ЛО «СББЖ Волховского и Киришского районов»